Мы продолжаем разговор о том, каких людей и какие образы приводит в своем Великом каноне святой Андрей Критский и для чего он это делает. В предыдущий раз мы разобрали песни понедельника с 1-ой по 5-ю. Сегодня закончим чтения понедельника – песни 6-9.

Песнь 6

Уклонилася еси, душе, от Господа твоего, якоже Дафан и Авирон, но пощади, воззови из ада преисподняго, да не пропасть земная тебе покрыет. [Уклонилась ты, душа, от Господа своего, как Дафан и Авирон, но воззови из ада преисподнего: пощади!, чтобы пропасть земная не поглотила тебя. ](Чис. 16, 32)

Библейская энциклопедия: Во время странствия по пустыне Господь повелел всему израильскому народу слушаться Моисея и поступать так, как он говорит им. Но однажды в израильском стане произошло восстание. Двести пятьдесят человек, которых возглавили Корей, Дафан и Авирон, поднялись против Моисея. Они не желали больше слушать его и упрекали его за то, что он ставит себя выше других. Моисеи призвал весь народ израильский и по указанию Господа повелел им отойти от шатров этих людей. Под ними расселась земля и поглотила их. А остальных двести пятьдесят человек, восставших с ними, поразил огонь с неба, и они умерли. Этот же сюжет вспоминается в Псалме 105: «Отверзеся земля и пожре Дафана и покры на сонмище Авирона. И разжжеся огнь в сонме их, пламень попали грешники» (Пс.105, 17-18).

А имя зачинщика Корана даже не вспоминается! Для нас это образ смерти души, порабощенной грехом. Кстати, они из колена того самого Рувима.

Яко юница, душе, разсвирепевшая, уподобилася еси Ефрему, яко серна от тенет сохрани житие, вперивши деянием ум и зрением. [Рассвирепев, как телица, ты, душа, уподобилась Ефрему, но как серна спасай от тенет свою жизнь, окрылив ум деятельностью и созерцанием.](Иер. 31, 18. Ос. 10, 11)

Библейская энциклопедия: Ефре́м  — младший сын Иосифа от египтянки Асенефы, дочери египетского жреца. Возможно поэтому он, когда «насытился, то превознеслось сердце его и он забыл Бога, был высок в Израиле, но сделался виновным через Ваала, и погиб» (так говорит пророк Осия).  Пророк Иеремия: «Слышу Ефрема плачущего: «Ты наказал меня, и я наказан, как телец неукротимый; обрати меня, и обращусь, ибо Ты Господь Бог мой».

Ефрем в благоденствии своем забыл Бога и обратился к другим богам. А мы не так? Всегда ли помним о Боге, когда у нас все спокойно?

Рука нас Моисеова да уверит душе, како может Бог прокаженное житие убелити и очистити, и не отчайся сама себе, аще и прокаженна еси. [Моисеева рука да убедит нас, душа, как Бог может убелить и очистить прокаженную жизнь, и не отчаивайся сама за себя, хотя ты и поражена проказою.](Исх. 4, 6-7)

Имя Моисея знакомо всем и служит примером верности Богу, послушания, силы духа, в Боге пребывающего. Один из прообразов Самого Спасителя (дает Божий Закон (Декалог), а перед этим держит 40-дневный пост (евреи совсем ничего не вкушали и почти не пили). Через него мы получили образ Неопалимой Купины – тех, кто способен принять благодать Божию. В первую очередь это Пресвятая Богородица. Да и сам Моисей и свет Христов отражал (вынужден был прикрывать лицо, спустившись с горы Синай).

Песнь 7

Саул иногда, яко погуби отца своего, душе, ослята, внезапу царство обрете к прослутию; но блюди, не забывай себе, скотския похоти твоя произволивши паче Царства Христова. [Саул, некогда потеряв ослиц своего отца, неожиданно с известием о них получил царство; душа, не забывайся, предпочитая свои скотские стремления Христову Царству.](1 Цар. 9, 1-27; 10, 1)

Царь Саул, предшественник святого царя Давида в царстве Израильском. Был избран Богом на царствование и потерял через свои желания, изменившие и всю его жизнь, и Бога, и царство, и сыновей, и душу. Так ли мы хотим закончить свой земной путь?

Давид иногда Богоотец, аще и согреши сугубо, душе моя, стрелою убо устрелен быв прелюбодейства, копием же пленен быв убийства томлением; но ты сама тяжчайшими делы недугуеши, самохотными стремленьми. [Если богоотец Давид некогда и вдвойне согрешил, будучи уязвлен стрелою прелюбодеяния, сражен был копьем мщения за убийства; но ты, душа моя, сама страдаешь более тяжко, нежели этими делами, произвольными стремлениями.](2 Цар. 11, 14-15)

Образ царя Давида, несмотря на его греховное падение, остается для нас образцом истинного покаяния (как говорит св.Андрей – сугубого (т.е.усиленного) и еще примером того, к чему приводят «самохотные» желания. «Но не как я хочу, но как Ты, Господи». Каемся ли мы так пред Богом? Приносим ли на Таинство Исповеди искреннее желание измениться, решимость не совершать более хоть какой-то один грех? Есть ли в нас эта метанойя (покаяние по-гречески) – изменение образа мыслей внутреннего самоустроения, как бы крик души: «Не хочу так больше!» как начало духовного перерождения. Ведь это важная часть духовной жизни христианина! Или мы идем по греховной колее, от исповеди к исповеди каемся в одном и том же? Слабы, мол, Господи, что поделать! Именно сейчас, во время Великого поста, и нужно решиться хотя бы на очищение чего-то в себе, хотя бы малого: какой-то привязанности к земному, не нужной в вечности … А для этого надо поразмыслить над собой, найти для этого время в каждодневной суете.

Песнь 8

Колесничник Илиа колесницею добродетелей вшед, яко на небеса, ношашеся превыше иногда от земных; сего убо, душе моя, восход помышляй. [Везомый на колеснице Илия, взойдя на колесницу добродетелей, некогда вознесся как бы на небеса, превыше всего земного; помышляй, душа моя, об его восходе.](4 Цар. 2, 11)

«Колесница добродетелей», вознесшая пророка Илию в Царствие Небесное, нам недоступна. Но если не радеть, не проявлять рвение, то и не будет их, без которых нет входа в Царствие небесное. Ведь даже в утреннем молитвенном правиле в конечной молитве ко Пресвятой Богородице мы взываем лишить нас нерадения (а также уныния, неразумия и забвения – памятования о Боге и смерти). А святитель Феофан Затворник прямо призывает нас просить у Богу этого рвения-горения, а иначе мы – не Божии!

Елиссей иногда прием милоть Илиину, прият сугубую благодать от Бога; ты же, о душе моя, сея не причастилася еси благодати за невоздержание. [Некогда Елисей, приняв милоть (плащ) Илии, получил сугубую благодать от Господа; но ты, душа моя, не получила этой благодати за невоздержание.](4 Цар. 2, 9, 12-13)

Урок-назидание от образа милоти-накидки пророка Илии – благодати Божией, без которой невозможно изменение-очищение себя, ни спасение: мы закрываем доступ благодати Божией своим невоздержанием. Значит, врачевать нужно противоположным. Воздержание во всем, что не пускает нас к Богу: в еде, удовольствиях, развлечениях, вещах… А для этого нужно ежедневно размышлять о себе, искать – в чем нужно было себя ограничить в течение дня. Без этого разумения не всегда при подготовке к исповеди что-то и вспомнится.

Иорданова струя первее милотию Илииною Елиссеем ста сюду и сюду; ты же, о душе моя, сея не причастилася еси благодати за невоздержание. [Елисея милотию Илии некогда разделил поток Иордана на ту и другую сторону; но ты, душа моя, не получила этой благодати за невоздержание.](4 Цар. 2, 14)

Св.Андрей второй стих посвящает этой важной теме. Воздержать себя от того, что опасно душе – это тоже путь к Богу. Не случайно именно с этого начинается одна из самых главных книг православных – Псалтирь («блажен муж, иже не идее на совет нечестивых»… (см.Беседу о первом псалме на нашем сайте). Жизнь пророка Елисея, приявшего благодать Божию жизнью с воздержанием – нам говорящий пример.

Соманитида иногда праведнаго учреди о душе, нравом благим; ты же не ввела еси в дом ни странна, ни путника. Темже чертога изринешися вон, рыдающи. [Соманитянка некогда угостила праведника с добрым усердием; а ты, душа, не приняла в свой дом ни странника, ни пришельца; за то будешь извержена вон из брачного чертога с рыданием.] (4 Цар. 4, 8)

Слово для нас непривычное – «соманитида», а образ нужный. Безымянная соманитянка приняла в свой дом пророка Елисея, обогрела, накормила. Этим жили и наши предки. А из нашей жизни гостеприимство нищих и странников за неимением последних ушло. Но не ушли другие добрые дела. Главное – знать, что это очень важно и нужно и искать возможности делать добрые дела. Мы к этому призваны Богом. Неслучайно во многих городах ширится движение волонтеров, бескорыстно и безвозмездно помогающих людям. А как у нас в городе?

Гиезиев подражала еси окаянная разум скверный всегда, душе, егоже сребролюбие отложи поне на старость; бегай геенскаго огня, отступивши злых твоих. [Ты, несчастная душа, непрестанно подражала нечистому нраву Гиезия; хотя в старости отвергни его сребролюбие и, оставив свои злодеяния, избегни огня геенского.] (4 Цар. 5, 20-27)

Библейская энциклопедия: Гиезий – слуга Елисея, не устоявший в искушении сребролюбием и получивший в наказание проказу.

Песнь 9

Ум острупися, тело оболезнися, недугует дух, слово изнеможе, житие умертвися, конец при дверех. Темже, моя окаянная душе, что сотвориши, егда приидет Судия испытати твоя? [Ум изранился, тело расслабилось, дух болезнует, слово потеряло силу, жизнь замерла, конец при дверях. Что же сделаешь ты, несчастная душа, когда придет Судия исследовать дела твои?]

Вновь и вновь перед нами образ двери – Христа – Пути, Истины, Жизни… Давайте вспомним известную картинку: Христос стоит у двери и стучит в нее, в дверь нашей души. Нет с Его стороны даже ручки! Только мы сами можем открыть Ему, готовому к общению с нами в любой момент нашей жизни. Готовы ли мы? Живем ли мы с Ним ежедневно, даже мелкие дела не забывая делать с Ним? А если нет, то как мы будем жить там, за дверью, если здесь не приучили себя жить с Господом Христом?

Моисеово приведох ти, душе, миробытие, и от того все Заветное Писание, поведающее тебе праведныя и неправедныя; от нихже вторыя, о душе, подражала еси, а не первыя, в Бога согрешивши. [Я воспроизвел пред тобою, душа, сказание Моисея о бытии мира и затем все Заветное Писание, повествующее о праведных и неправедных; из них ты, душа, подражала последним, а не первым, согрешая пред Богом.]

Именно здесь, в девятой песни понедельника, помещены св.Андреем слова о значении обращения христианской души к образам-урокам Священного Писания. Давайте еще раз вдумчиво их перечтем!

Закон изнеможе, празднует Евангелие, Писание же все в тебе небрежено бысть, пророцы изнемогоша и все праведное слово; струпи твои, о душе, умножишася, не сущу врачу, исцеляющему тя. [Ослабел закон, не воздействует Евангелие, пренебрежено все Писание тобою, пророки и всякое слово праведника потеряли силу; язвы твои, душа, умножились, без Врача, исцеляющего тебя.]

Смотрите о чем напоминает св.Андрей: ни образы ветхозаветные, ни сила Евангелия, ни писания пророков и святых отцов не действуют на нас оживляюще – настолько поражена грехом душа, спит дух! Остается только к Врачу-Христу обратиться за помощью! Но для этого надо встать…

Новаго привожду ти Писания указания, вводящая тя, душе, ко умилению; праведным убо поревнуй, грешных же отвращайся и умилостиви Христа молитвами же и пощеньми, и чистотою, и говением. [Из Новозаветного Писания привожу тебе примеры, душа, возбуждающие в тебе умиление; так подражай праведным и отвращайся примера грешных и умилостивляй Христа молитвою, постом, чистотою и непорочностью.]

Св. Андрей, пастырь Критский, продолжает: я вам в помощь включаю и примеры новозаветной истории для подражания их праведности и отвращения к грехам, чтобы родилась в нас желание измениться, стремление к пощению, говению (работе над собой), молитве внимательной, с сердечностью и благоговением произносимой для рождения покаянных чувств.

Христос вочеловечися, призвав к покаянию разбойники и блудницы; душе, покайся, дверь отверзеся Царствия уже, и предвосхищают е фарисее и мытари и прелюбодеи кающиися. [Христос, сделавшись человеком, призвал к покаянию разбойников и блудниц; покайся, душа, дверь Царства уже открылась, и прежде тебя входят в нее кающиеся фарисеи, мытари и прелюбодеи.] (Мф. 11, 12; 21, 31. Лк. 16, 16)

И опять Дверь: ревнуй, душа, раскаявшиеся грешники входят уже, а ты?

Христос волхвы спасе, пастыри созва, младенец множества показа мученики, старцы прослави и старыя вдовицы, ихже не поревновала еси, душе, ни деянием, ни житию, но горе тебе внегда будеши судитися. [Христос спас волхвов, призвал к Себе пастухов, множество младенцев сделал мучениками, прославил старца и престарелую вдовицу; их деяниям и жизни ты не подражала, душа, но горе тебе, когда будешь судима!] (Мф. 2, 1, 16. Лк. 2, 4-8 и след.; 2, 25-26 и след.; 2, 36-38)

В этой песни много героев Христорождественской истории, уже живущих там, за Дверью – В Царствии Божием. Это и паломники-волхвы, первоизвещенные о Рождестве Христовом пастухи, 14000 первых мучеников-младенцев, святые Симеон Богоприимец и Анна пророчица, более 80 лет отдавшая служению Богу при храме Иерусалимском. Все они (кроме святых младенцев) – пример веры. Но не только. Давайте вместе подумаем. Чему нас учит история с волхвами: не бояться трудностей на пути к Богу, рождению желаний Его порадовать, принести что-то в дар Ему (и материальный – не первую очередь). Пастухи: умению радоваться жизни с Богом. Старец Симеон: верить каждому слову Спасителя, долго и терпеливо ждать чаемого, помнить, что все в жизни – от Него (и хорошее, и плохое) и помнить: «Достойное по делам моим премлю». Святая Анна пророчица, встретившая Богомладенца в возрасте не менее 103 лет (можете проверить по указанным датам ее жизни в Евангелии (Лк., 2,36-37): всю жизнь, все свои дела если не посвящать Богу, то делать с Богом и никогда не оставлять Церковь Божию… Можете сами продолжать!

Постився Господь дний четыредесять в пустыни, последи взалка, показуя человеческое; душе, да не разленишися, аще тебе приложится враг, молитвою же и постом от ног твоих да отразится. [Господь, постившись сорок дней в пустыне, наконец взалкал, обнаруживая в Себе человеческую природу. Не унывай, душа, если враг устремится на тебя, но да отразится он от ног твоих молитвами и постом.] (Исх. 34, 28. Мф. 4, 2. Лк. 4, 2. Мк. 1, 13)

Вновь призыв к нашей душе истинно проводить время поста, имея перед собой пример Самого Христа Спасителя. Сил всем на работу над собой во время благоприятно! Как говорил святитель Димитрий Ростовский – «Рассмотри себя, христианин!», ибо «время сотворити Господеви» (Пс.118,126).

 

Навигация по новостям