prosk1   Мы хотим сегодня рассказать Вам о первой части Литургии – богослужении в алтаре, которое очень важно для христиан. Проскомидия (от греческого принесение, подношение) – это такое чинопоследование, во время которого из просфор вынимаются частицы ради омовения душ поминаемых при этом людей (здравствующих и усопших) по подаваемым «на обедню» запискам.
  Для проскомидии используют пять просфор в воспоминание Евангельского чуда о насыщении Христом пятью хлебами пяти тысяч человек.

   По внешнему виду просфоры двухсоставные (двухярусные) в ознаменование двух естеств Иисуса Христа. Для проскомидии просфоры полностью не используется — из них копием изымаются частицы.
   Для изъятия Агнца используется просфора с особой печатью сверху в виде знака креста, разделяющего собой надпись IС ХС НИKA («Иисус Христос побеждает»). На прочих просфорах могут быть изображения Божией Матери или святых. Вино для проскомидии должно быть натуральным виноградным  вином без примесей. Начиная с XIX века в Русской Церкви сложилась традиция использовать для евхаристии вино марки «Кагор».
   Во время совершения проскомидии вино, соединённое с водой, вливают в потир, в воспоминание того, что, когда Господь Иисус Христос находился на кресте, один из воинов копьем пронзил Ему ребро, и из пронзённого ребра истекли кровь и вода.

Порядок совершения проскомидии

   Иерей творит входные молитвы, входит в алтарь, облачается, омывает руки и на жертвеннике при закрытых Царских вратах начинает совершать проскомидию. Завершается проскомидия, когда на клиросе читаются 3-й и 6-й (а иногда и 9-й) Часы по Часослову.

Приготовление Агнца

   Иерей берёт в левую руку просфору для Агнца — Агничную просфору, обращая её буквами IС ХС к себе, а в правую — копие и трижды творит  копием знамение креста над печатью просфоры, произнося каждый раз слова «В воспоминание Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». Затем приступает к вырезанию из просфоры Агнца: режет с правой стороны печати (где буквы IС и НИ) со словами «Яко овча на заколение ведеся»;
режет с левой стороны (где буквы ХС и КА) со словами «И яко агнец непорочен, прямо стригущаго его безгласен, тако не отверзает уст своих»;
надрезает верхнюю сторону печати (где буквы IС ХС), произнося «Во смирение Его суд Его взятся»;
надрезает нижнюю сторону печати (где буквы НИ КА), произнося «Род же Его кто исповесть».
   Иерей надрезает просфору с нижней её части и вынимает Агнец от надрезанных нижней и четырёх внешних сторон её, произнося слова: «Яко вземлется от земли живот Его». Затем полагает его в центре дискоса.

  После этого Агнец крестообразно надрезается с нижней стороны с произнесением слов: «Жрется (приносится в жертву) Агнец Божий, вземляй (взявший на Себя) грех мира, за мирский живот (жизнь) и спасение». Затем священник прободает (протыкает) копием правую сторону Агнца, произнося слова из Евангелия от Иоанна: «един от воин копием ребра Ему прободе и абие (тотчас) изыде кровь и вода; и видевый свидетельствова и истинно есть свидетельство его» (Ин. 19:34). По произнесении этих слов в потир вливается вино, смешанное с водой. prosk1

Изъятие частиц из прочих просфор

   Из второй Богородичной просфоры вынимается частица в память Богоматери и полагается на дискос по правую сторону от Агнца; в монастырях эта просфора используется в Чине о панагии — вкушение её завершает братский обед.
   Из третьей, девятичинной, просфоры вынимаются девять частиц, помещаемых по левую сторону от Агнца, по подобию девяти чинов ангелов, и также в память Иоанна Предтечи, пророков, апостолов, святителей, мучеников, преподобных, бессребреников, равноапостольных, составителя литургии: Иоанна Златоуста или Василия Великого.
   Из четвёртой просфоры вынимаются две больших частицы и полагаются на дискос ниже Агнца: одна в память ныне живущих патриархов, правящаго и других архиереев, священства, диаконства и монашества, вторая — за страну, где совершается литургия, православных людей, властей и воинство. Из этой же просфоры могут выниматься и другие (маленькие) частицы с поминовением имён живых.
   Из пятой просфоры вынимаются частицы в память усопших и полагаются ниже частиц, вынутых за живых. Затем вынимаются частицы из малых просфор (число которых не ограничивается), поданных заранее верующими. В это время читаются поминания о здравии и спасении живых и об упокоении усопших. Вынутые частицы помещаются на дискос вместе с частицами из четвёртой и пятой просфор.
   Частицы, вынутые из малых просфор, по окончании литургии опускаются священником в потир со словами: «Отмый (омой), Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих».

Символическое значение проскомидии

   На проскомидии вместе с воспоминанием о Рождестве Иисуса Христа воспоминаются Его Страдания и Смерть. Вследствие этого слова́ и действия проскомидии имеют двойной смысл.
   Приготовление Святого Хлеба и изъятие Агнца знаменуют рождение Иисуса Христа. Жертвенник знаменует Вертеп, дискос — ясли, в которых был положен младенец Христос, используемая далее в чине звездица — Вифлеемскую звезду, которая привела волхвов в Вифлеем, покровцы — пелены, которыми был укрыт Богомладенец. Потир, кадильница и фимиам знаменуют собой дары, принесённые волхвами. Творимые иереем молитвы и славословия знаменуют собой поклонение и славословие вифлеемских пастухов и волхвов. С точки зрения воспоминаний страданий Христовых дискос символизирует гроб Господень (Усыпальницу Христову), покровы — погребальные пелены, а крестообразное разрезание Агнца и протыкание (прободение) его копием символизируют распятие Иисуса Христа и излияние Его крови.
   Соединение всех частиц вокруг Агнца на дискосе символизирует  Христианскую Церковь, Глава которой есть Иисус Христос.
   В Греции во время проскомидии как напоминание о том, что и они могут помолиться о своих живых и усопших, в это время звонят в колокольчик. И все люди, которые ходят и ставят свечки или просто ходят по храму и целуют иконы, они мысленно говорят: «Помяни, Господи …» и называют себя или вполголоса произносят имена своих близких, усопших или живых. Так они становятся участниками проскомидийной молитвы: священник – в алтаре, они – в храме, но все единым сердцем возносят молитву о людях.

Священник Константин Пархоменко

Источники:
https://vk.com/pravoslav
https://ru.wikipedia.org/

Навигация по новостям